Технологии не то что не стоят на месте, а развиваются семимильными шагами, превращая в реальность то, что еще вчера казалось совершенно невозможным. VR-очки – наглядный тому пример, ведь применение этой гарнитуры позволяет видеть окружающее пространство совершенно не таким, каким оно является на самом деле. И все это без запрещенных препаратов и прочих странностей.
Что такое очки виртуальной реальности
Удивительно, но добиться такого эффекта разработчикам чудо-очков удалось благодаря совершенно несложной конструкции. И чаще всего речь идет о пластиковой или даже о картонной коробке-корпусе, оснащенной линзами с несколькими внутренними экранами и перегородками между ними, не позволяющими одному глазу видеть то, что было предназначено для другого. В итоге создается трехмерный эффект, правда, он может меняться, в зависимости от типа используемого гаджета и особенностей его устройства.
Для ПК
Довольно распространены шлемы для персонального компьютера, которые могут работать только с такой электроникой (собственно, с них все и началось). И если первые модели серии Oculus Rift были довольно примитивными, то каждая последующая версия получала мощную прокачку и доработку. Соответствует им и цена. И сегодня все эти высококачественные линзы и дисплеи с QHD-матрицами, съемные камеры и комплектные геймпады стоят немалых денег, подходя, по большому счету, только для мощных стационарных устройств.
Если же подводить общую черту под возможностями и особенностями современных гарнитур виртуальной реальности, то, прежде всего, стоит выделить их совместимость с компьютерами с самой современной графикой, а также запуск любого гейминга, включая действительно интересный контент. А вот смотреть 3D-фильмы в таких очках можно будет только в непосредственной близости от ПК, да и сами 3D-эффекты будут неполноценными даже на самой дорогостоящей гарнитуре.
Для смартфона
Возможно, кто-то удивится, но сегодня можно приобрести специализированную VR-гарнитуру для смартфонов, поскольку современные флагманские модели получают практически неограниченные технологические и функциональные возможности. Эти устройства подбираются индивидуально для каждого пользователя, будучи представленными как в самом бюджетном, так и в премиальном секторе.
Тем не менее, практически все модели, представленные на современном рынке, имеют множество универсальных характеристик, среди которых:
- возможность применения только с мобильными устройствами с качеством изображения, напрямую зависящим от потенциала смартфонного дисплея;
- совместимость с ПК через специальные приложения типа RiftCat Vridge;
- а также запуск стандартного гейминга, непредназначенного для виртуальных гарнитур.
Из прочих преимуществ – просмотр 3D-контента без привязки к конкретному месту (поезд, автомобиль и даже самолет) и совместимость с любыми операционными мобильными платформами, будь-то Android, iOS или даже теряющий актуальность Windows Phone.
Конечно, пока речь не идет о полноценных играх (максимум демо и что-нибудь нетяжелое). И в этом плане смартфонные очки сильно уступают консольным. Однако данный минус является основным, тогда как во всем остальном такая гарнитура не вызывает ни малейших нареканий, прочно заняв свою нишу в сегменте портативной, эргономичной и зачастую не самой дорогой продукции.
В то же время, выбирая подобную технику, настоятельно рекомендуется учитывать не только ее ключевое предназначение и характеристики мобильного устройства, но и состояние собственных глаз (близорукость, дальнозоркость, равнозначность потенциалов и пр.)
Для консоли
Если у потенциального потребителя в приоритете современные тяжелые игры, то лучше все-таки остановить свой выбор на специализированной консольной гарнитуре. Работают такие очки только с консолями, хотя в перспективе становится возможной синхронизация с ПК, пусть и в контексте самого примитивного гейминга, изначально не предназначенного для VR-аппаратуры. В этом случае хромать будет и качество трехмерной картинки, даже если использовать прямое подключение через USB.
С просмотром 3D-фильмов также могу возникать определенные трудности, во всяком случае, разработчики рекомендуют использовать такие шлемы только в непосредственной близости от консоли. Зато уже на старте пользователь получит несколько отличных игр, которые производители предусматривают по умолчанию. И если выбирать продукцию из этого сегмента, то лучше всего остановиться на PlayStation VR, поскольку этот бренд изначально специализировался на разработке геймерской электроники и контента.
Автономные VR-очки
Фактически речь идет об аналогичной смартфонной гарнитуре с той лишь разницей, что ее использование не предполагает применения мобильного устройства, как такового, хотя изначально можно подумать о беспроводном подключении. На деле же 100-процентная автономизация гаджета обеспечивается его сложным внутренним устройством, включающим в себя не только собственный экран с гироскопом, но и довольно мощную аппаратную составляющую, среди которой: процессор, ОЗУ и ПЗУ, а также емкий аккумулятор.
Подводя итоги по представленным на современном рынке VR-очкам, стоит отметить, что на звание представителя оптимального соотношения «цена-качество» претендуют смартфонные гарнитуры, типа FiiT VR, Bobovr, VR Shinecon и пр. Почему? Да потому что их возможности универсальны, заключаясь в качественном просмотре любых 3D-фильмов, обеспечении всевозможных эффектов с ощущением полного погружения и использовании кое-каких игрушек.
Как работают очки – объяснение для чайников
«Как же это работает?» – спросят многие пользователи, которые только начинают знакомиться с волшебным миром виртуальной реальности и его проводниками. На самом же деле все не так сложно, как может показаться изначально, главное – разобраться в основных понятиях, начиная с особенностей конструкции гаджета и заканчивая их принципом работы.
Конструкция
И в первую очередь следует научиться отличать шлемы от очков, тем более что это совсем несложно, поскольку в первом случае подразумеваются устройства со своим дисплеем, а во втором – с одними только линзами. Что касается корпуса, то он может быть представлен в виде обтекаемой пластиковой конструкции или, напротив, – иметь самый примитивный вид, будучи собранным из любой картонной коробки.
В любом из этих устройств, если речь не идет о шлеме, можно разместить собственный смартфон в качестве экрана, предусмотрев опциональную подстройку расстояния от линз до глаз и между самими линзами. А вот гоняться за брендами при выборе такой гарнитуры уж точно не стоит, поскольку особой разницы почувствовать не удастся, а средства будут потрачены немалые. И если уж выбирать между дорогостоящим Samsung и более бюджетным Xiaomi, то второй вариант в итоге окажется оптимальным.
Другое дело – качество линз, от которых будет напрямую зависеть нагрузка на глаза. И если в одних очках можно просиживать часами, даже не ощущая особой усталости, то другие утомят буквально за 10 минут. В последнем случае лучше не злоупотреблять гаджетом, помня о том, что последствия такой нагрузки на глаза, как впрочем, и на психику, являются не до конца изученными.
В любом случае, каким бы хорошим ни было устройство, использовать его дольше 30 мин. не стоит, а максимальное время сессии может составлять не больше одного часа.
Акселерометр, компас и гироскоп
Важно помнить, что смартфонная поддержка в VR-гарнитуре является возможной только в том случае, если в мобильнике есть акселерометр, отвечающий за автоматическую переориентацию альбомного режима в портретный и наоборот. И если такое оснащение будет предусмотрено на устройстве, то его пользователь сможет в полной мере насладиться всеми виртуальными эффектами, сохраняя динамику собственных движений.
Что касается гироскопа, то этот датчик отвечает за общее положение, действуя еще более точно, чем акселерометр, и от того получив максимально широкое применение в шутерах. Способствует этому и магнитный компас, который обеспечивает максимально длительное удержание взгляда на конкретном объекте, предлагаясь только в смартфонах, оснащенных специальным магнитом. В случае отсутствия интеграции такого приспособления в устройстве пользователю не останется ничего, кроме как довольствоваться кнопочным управлением, расположенном либо на самой гарнитуре, либо на подключаемом к ней через Bluetooth геймпаде.
Основной принцип работы VR-очков
Неподготовленного пользователя может всерьез озадачить один только вид VR-приложений, представленных в магазине встроенных покупок Google, поскольку внешне они напоминают какие-то лишенные всякого смысла картинки. Однако это ПО, реализуемое в рамках линейки Google Cardbox, буквально оживает, превращаясь в объемное изображение, как только пользователь надевает картонную коробку с двумя прорезями для глаз, оснащенными специальными линзами.
Обеспечивается такой эффект посредством подачи индивидуальной картинки для каждого глаза, для чего необходимо приложить к линзам смартфонный экран. И хотя для трехмерного воспроизведения игр такого потенциала будет явно недостаточно, для изображений – более чем. Если же хочется сделать упор именно на гейминг, то понадобится конструкция посложнее. И чем больше на гарнитуре будет предусмотрено всяких датчиков и аппаратных составляющих, тем более широкий потенциал возможностей удастся получить.
Итак, заветное устройство приобретено, и все вроде бы готово к его эксплуатации, но вот с чего начать – неизвестно. Такая проблема возникает практически у всех пользователей, которым доводится впервые иметь дело с виртуальными очками. В этом случае не помешает взять на вооружение следующую пошаговую инструкцию, которая поможет быстро разобраться во всех непонятных вопросах:
- В первую очередь необходимо изучить саму гарнитуру и все прилагающееся к ней комплектное оборудование, если таковое имеется. Хорошим подспорьем в этом вопросе может стать инструкция по эксплуатации, а также видеобзоры и отзывы реальных покупателей.
- Далее следует изучить программное обеспечение, скачав на смартфон наиболее подходящее для выбранной модели очков адаптационное приложение, включая так называемые, игровые движки.
- Создание или использование уже готовых арт-материалов, для чего в ход идут размещенные в свободном доступе 3D-модели или же собственноручно созданный контент.
На финишном этапе выполняется настройка аудиоэффектов, а также внедрение интерактивности. В последнем случае придется ознакомиться хотя бы с базовыми принципами построения UI/UX в VR. Ну и, конечно же, приведенная инструкция является актуальной для начинающих разработчиков, тогда как обычным пользователям можно ограничиться только тремя шагами: установкой нужного ПО в смартфоне, интеграцией последнего в шлем и полноценной эксплуатацией.
Цены на популярные модели
Стоимость популярной VR-гарнитуры варьируется в довольно широком диапазоне, завися от бренда и сложности конструкции устройства. И для наглядности стоит рассмотреть топ-5, расположив позиции по возрастанию цены:
- Смартфонные VR-очки BOBOVR Z6 – 3190 руб.
- Xiaomi Mi VR2 – 4900 руб.
- Oculus Go (64GB) – 18050 руб.
- Samsung HMD Odyssey – 34000 руб.
- HTC Vive – 67000 руб.
Выбирая очки, не стоит руководствоваться ценником. Вместо этого необходимо учитывать собственные потребности, помня о том, что ситуации, когда потенциал навороченной гарнитуры не используется даже на 50%, не являются редкостью.
Отзывы пользователей
Игорь, Ставрополь: «Катаю бюджетные Homido вот уже не первый год и вполне себе доволен. Гейминг жмет, зато всякие визуальные штучки в кино обеспечивает. Сама гарнитура крепкая, без запаха. В общем, рекомендую».
Инесса, Тольятти: «А у меня модель DEXP VR ONE (тоже китайская), использую для домашнего 3D-кинотеатра. Вполне довольна, единственное – не могу понять, как настроить детский доступ».
Олег, Краснодар: «На мой взгляд, лучшие очки за свою цену – Air VR 360 (поверьте в мой опыт среди бюджетников). Выглядит неплохо, да и сборка очень даже, а уж о спектре развлечений и говорить не приходится, что называется – на любой вкус и цвет!».
Очки виртуальной реальности – не новинка, но большинство активных пользователей современных гаджетов еще не успели с ними толком познакомиться. Зато те, кому уже довелось попробовать супер-очки, пребывают от них в восторге.