В Советском Союзе прослушивание музыки было одним из самых доступных и популярных вариантов досуга. Поэтому немудрено, что появление первой акустической системы стало знаковым для СССР, несмотря на то, что приобрести устройство могли лишь избранные. Самой популярной и желанной была Radiotehnika S90, и была она практически в каждом доме, но есть факты, о которых многие владельцы даже не догадывались.
Radiotehnika S90 — немного о
Официальное название первой советской акустической системы – 35АС-1, но публике она была известна, как Radiotehnika S90. Колонки стали вожделенным трофеем, о котором мечтал каждый советский меломан.
И даже сегодня можно найти сносно работающие экземпляры, радующие старшее поколение своим фирменным слегка шипящим звучанием.
Любые массовые мероприятия 70-90-х годов не проходили без легендарных колонок, способных обеспечить максимально объемный звук, оглушающий всех присутствующих. И сегодня для большинства, кто еще помнит Radiotehnika S90, эти колонки вызывают только две ассоциации – оглушительная громкость и вибрация.
А появилось это чудо советской техники в 1977 году благодаря стараниям латвийского инженера Роланда Керно, который долгое время работал на компанию Telefunken.
Интересные факты о советской акустике №1
Культовый продукт ввиду своей популярности оброс множеством мифов. Сейчас это уже дорогая ретро-техника, которая не может восприниматься, как обычные колонки с множеством недостатков.
Вес динамиков и колонок
Акустическая система №1 весила, как 5 летний ребенок, несмотря на относительную легкость корпуса, выполненного из ДСП. Толщина трёх стенок составляла 16 мм, тогда как лицевая часть была изготовлена из многослойной фанеры, толщиной 22 мм. Вся конструкция весила более 30 кг, а масса самого большого динамика составляла 6 кг.
Два оставшихся динамика были несколько меньше и звучали не так громко.
Размер одной колонки соответствовал 36х71х28,5см. Для получения максимально чистого сбалансированного звука меломаны старались приобрести сразу два таких устройства. Однако корректная синхронизация колонок давалась не всем, особенно если те покупались с определенным промежутком.
Технические недоработки
Помимо сложностей с синхронизацией случались с колонками и другие проблемы. Вибрации, исходящие из главного динамика даже на средней громкости заставляли дрожать люстру и соседей.
При этом динамик высоких частот часто ломался из-за тонких проводов, которые банально не выдерживали такого звукового воздействия.
Мало того, на большой громкости появлялся звенящий звук, который выдавал высокочастотный динамик, не выдерживающий нагрузки. С басами, в свою очередь, проблем не возникало, если, конечно, не брать в расчет мнение профессионалов, которые оставались не в восторге.
Мифы и правда о конструкторе
Многие советские меломаны и современные любители «ретро» техники не знают имя конструктора легендарных колонок. Причиной таких пробелов стали заявления сотрудника компании Radiotehnika Александра Ян-Белявского.
По заявлению специалиста, именно он стал создателем лучшей советской акустики. Причина такого искажения истории так и не была выяснена.
Однако, когда патент на акустику был подписан, Ян-Белявский был ребёнком, и точно не мог иметь никакого отношения к разработке. Конструктором колонок был и остаётся латвийский инженер Керно Роланд и его коллега Ласис Дзинтарс.
Баснословная цена, но достать было сложно
Характеристики колонок превосходили многие зарубежные акустические системы, что привело к ажиотажу вокруг Radiotehnika S90. В Советском Союзе чаще использовалось название С90, тогда как иностранная его часть осознанно опускалась.
Колонки использовались повсеместно – как в быту, так и для проведения различных торжественных мероприятий.
Практически ни одно ДК не обходилось без этой акустики, несмотря на то, что достать ее было очень сложно. Люди покупали колонки по одной, простаивая в очередях и пользуясь своими связями. «По блату» в СССР доставалось многое и дефецитная акустика не стала исключением.
Стоимость пары колонок достигала 320 руб. Такая сумма в 70-х для многих была неподъемной. Средняя зарплата в 1986 году составляла 200 руб., а в 1977 мало кто получал и такую сумму.
Почему все в Союзе их использовали неправильно
Габаритные колонки подходят для больших помещений, но никак не для маленьких советских квартир. Владельцы буквально находились в полуметре от динамиков, а насладиться всеми возможностями устройства могли разве, что соседи или люди, проходящие рядом с окнами.
Для качественного звучания колонки рекомендовалось устанавливать на постамент, высотой в 30-50 см, что сложно было осуществить в квартире.
Проблемы возникали и на стадии настройки, особенно если колонок было две. Рядовой пользователь не мог синхронизировать акустику, и одна колонка всегда заглушала вторую, фактически делая ее бесполезной.
Radiotehnika S90 заслуженно считается лучшей советской акустикой. Даже спустя столько лет после развала Союза многие экземпляры продолжают стабильно работать, пользуясь спросом среди любителей ретро-техники. Мало того, сегодня стоимость одной легендарной колонки, при условии сохранения ее исправной работоспособности, стартует от 4 тыс. руб.
“была она практически в каждом доме” – п…! Для каждого дома это было дорого.
Есть у меня такие!
S90 – это детки, причём не лучшего поведения. Родители 35 АС-1 звучали значительно лучше деток. И стоили в 77 году 110 руб/шт. Продавались они поштучно.
Почему S90 хуже 35 АС-1? Потому, что S90 стали выпускать, кроме Радиотехники и другие заводы. Для снижения себестоимости стали применять не авиационную фанеру, а обычную, строительную. Начали упрощать материал подвеса и менять технологию изготовления диффузора.
“Синхронизировать акустику”!!!!! П……!
,,Два оставшихся динамика были несколько меньше и звучали не так громко.,,Автор,вы вообще в теме?
у меня до сих пор работают в паре с ямахой, описанных дребезжания и шепения не слышал, это скорее проблеммы усилителя, высокочастотные динамики однажды пришлось поменять , но они банально на пике сгорели))
Автор, какая синхронизация колонок? Что за бред – если купить вторую то она заглушала первую? Были у меня 2 играли знатно.
Редкостный бред
Колонки в полуметре от слушателя? Что за бред.
Лучшие колонки? Когда появились 35АС-1 – это были лучшие, а когда стали называться S 90, появилась Орбита 100АС. Да, а то время советские колонки сравнивали с я KEF
Я свои s90 и усилок Бриг купил 1982.Магнитофон у меня был Илеть 101.Оставляю это всё внуку в наследство) Всё работает досихпор!
БЫЛА акустика повеселее S90..
..
Вторую колонку брали для чистоты звучания? Что за бред. Как можно вообще слушать одну колонку, т.е. отказаься от стерео? Зачем тогда такая аппаратура?
Хорошая акустика, только бас размазанный. На мой взгляд, правильнее звучал этот набор в варианте – S70. Это закрытые, неинверторные системы, кстати, с встроенным усилителем. т.е. активные. Уникальность – в электромеханической обратной связи акустики и встроенного усилителя, корректирующих инерционность акустики на НЧ. Работают до сих пор. Лучше их были только 4-х полосные Сансуй, о продаже которых в середине восьмидесятых сожалею до сих пор.
Десять лет у меня в дому стояли эти колонки. Отдал потом шурину, вместе с Веговским усилком и Орелью 101-1. Просто музыку стал слушать в основном в машине, да и дома вся эта громадина стала не нужна.
Что-то никакой синхронизацией я не занимался, подключает их к усилку и айда “прокачивать” свою кв-ру и соседние за стенкой. Никакие пластмассовые мыльницы от музцентров такой долбёжки не дадут, как С-90.
Кто это писал? домохозяйка?
Что за синхронизация колонок такая? Они одинаково играют если исправны , и если плюс с минусом не путать на клемах.
То что их нельзя слушать с метра- тоже бред. Обычные колонки ,не обязательно громко включать
Упоролись своими монофоническими usb гавкалками , одичали и про пару колонок говорят в единственном числе!
Кто в здравом уме в СССР будет слушать одну колонку? Это же не современные балбесы воспитанные маркетингом.
Нормальные люди слушают в стерео ДВЕ колонки.
Покупал S-90 в 1986 году вместе с усилителем Одиссей 001. Всё звучало супер (по тем временам) никаких синхронизаций никто никогда не делал.
Колонки те до сих пор стоят под столом, иногда слушаю через усилитель Пионер. Это моя юность, этот звук уносит меня туда где остались лучшие годы моей жизни.
Прям как у меня,был Одиссей-010,a S-90 & Pioneer до сих пор в строю!
Обладаю 2мя комплектами. S90D зеркалки + ус. Ямаха и на даче более поздние S90F |+ ус. Ямаха. Тоже в зеркальном исполнении. Ресиверы Ямахи все недостатки звучания компенсируют настройками. Менять их, акустику, не собираюсь. На 90F менял низкочастотник и пищалку.
Да. Человек совсем не знает вопроса. Слушать одну колонку…
Бред. Не надо ему больше писать ничего
Владею 4мя S90 4om, 2 правые, одни из самых первых, достались в наследство от отца, и 2 зеркальные, получил в дар.
Играют от усилителя японского происхождения 4 x 75ВТ. Слушаю черек пк с хорошей звуковой картой. Поменял родные пищалки на шелковые, корпус обтянул кожей. Эквалайзером на компе поднял высокие частоты и понизил низкие частоты в диапазоне 85-125гц и приподнял 20-60гц. В общем для дома хватает и мощности и качества звучания. Слушаю wav и flack формат. Mp3 качество не о чем !
До сих пор радуют, правда в гараже, вместе с усилком Кумир-001, звук своеобразный, но много лучше любого ширпотреба. Ремонтировал или менял пару раз ВЧ. Как носитель использую старый смартфон с програмкой Onkyo HF Player, рекомендую.
S90 банально не влезли в мою комнату, за то были младшие братья S30 которые прослужили почти 25 лет в паре с родным усилителем.
Что Вы хотите от людей (экспертов) слушающих музыку в MP3 формате….
Синхронизация…. Одна колонка….
Печально когда такие специалисты полный бред пишут очевидно и не зная, что такое колонки S90, 35АС и более того кто их сделал….
До сих пор стоят такие у родителей,и конечно две.В рабочем состоянии.Интересны уже больше как ретро экспонат,вместе с несколькими сотнями виниловых пластинок и проигрывателем)))