Во времена СССР светотехника пользовались большим спросом, будучи представленной в довольно широком ассортименте. Находились и энтузиасты, которые пытались собрать такие аппараты вручную. В итоге практически каждая дискотека в тот период сопровождалась цветовыми и световыми эффектами. Оснащались такими блоками и домашние Hi-Fi системы. И самые оригинальные из таких устройств советской эпохи рассмотрены ниже.
«Электроника ЦМ-01/ЦМ-02»
Устройство выпускалось в период с 1989 года на мощностях Волгоградского завода электронного машиностроения. Использовали его для динамического сопровождения посредством цветовых эффектов музыкальных программ. «Электроника ЦМ-01» располагала достаточно мощными выносными лампами с фильтрами, ее использовали в общественных местах и аудиториях с большим скоплением людей.
Она насчитывала 4-е основных канала и один дополнительный, притом что мощность каждого из них составляла 40 Вт.
Фонари можно было соединять между собой в разных конфигурациях. «Электроника ЦМ-02» отличалась тем, что располагала небольшим экраном, будучи рассчитанной на эксплуатацию в домашних условиях. У нее количество каналов ограничивалось 3-я, тогда как их предельная потребляемая мощность составляла 350 Вт. Весило такое устройство соответствующе – целых 10 кг.
«Дельта-01»
Светодинамическое устройство производили с 1987 года специалисты Каневского электромеханического завода «Магнит». Поставлялось оно в черном и белом цветах. Этот «навороченный» по тем временам аппарат применялся для цветового сопровождения музыкальных фонограмм, с его помощью создавались красочные световые эффекты.
Цветомузыка насчитывала шесть каналов, предельная потребляемая мощность которых достигала 600 Вт.
Блок управления имел вес в 3,3 кг, светильники – целых 6,2 кг. За световое сопровождение отвечала пара фонарных блоков – по 3 линзы в каждом из них. Внешне они напоминали стандартные автомобильные светофоры. При желании их можно было повесить на стену или установить вертикально на любой ровной поверхности.
«Альтаир»
Автоматическое светодинамическое устройство впервые увидело мир в 1988 году. Использовали его преимущественно в процессе проигрывания музыкальных композиций, обеспечивая красочное световое сопровождение в ручном, автоматическом или динамическом режимах.
Также систему «Альтаир» можно было задействовать как цветные светильники с плавной настройкой яркости ламп. В динамическом режиме работа происходила в тандеме с моно- или стереофонической радиоаппаратурой.
Такое сочетание становилось возможным в совокупности с микшерским пультом. В комплект входил блок управления и 8-мь светильников на 4-е основных цвета. При этом на передней панели размещались кнопки для настройки одного из четырех доступных темпов цветомузыки.
«Электроника E1-04М»
УЦСМ-1 выпускались Волгоградским заводом электронного машиностроения с 1981 года. «Электроника E1-04М» насчитывала четыре основных и один дополнительный канал, тогда как вес составлял 20 кг. Внешне она напоминала слегка выпуклый экран телевизора без задней выпирающей части.
Максимальная потребляемая мощность у цветомузыки доходила до 350 Вт, притом что использовали ее чаще всего для сопровождения музыкальных фонограмм.
Лампы разных цветов в сочетании с соответствующим ритму перепадами уровня сигнала позволяли динамически менять силу света. Таким образом удавалось в значительной степени усилить восприятие музыки. Во времена СССР такая установка стоила немало — 145 рублей.
«Спектр-10»
Цветомузыку производили с 1978 года на Орловском заводе УВМ им. К. М. Руднева. Ее подключали к магнитофону или проигрывателю пластинок. В усилительном тракте происходило разделение сигнала на три частотные полосы, таким образом осуществлялось управление работой трех групп ламп накаливания со светофильтрами из цветного стекла.
Нижний ряд был красным, средний — зеленым, верхний — синим. Исходящий от ламп свет проходил через общий рассеиватель, что обеспечивало смешивание цветов. Приставка насчитывала три основных канала, притом что мощность для каждого из них составляла 75 Вт.
Предельная потребляемая мощность у «Спектра-10» составляла 450 Вт. Количество каналов подсветки ограничивалось одним 25-ваттным. Средняя стоимость такой цветомузыки в советские времена доходила до 70 руб.
Популярные в Союзе светоцветовые устройства уже давно успешно заменили на более продвинутые аналоги, вроде дико-шаров с интегрированным mp3-плеером и микрофоном. Советская же цветомузыка сейчас – это настоящий раритет, сохранившийся преимущественно в домашних коллекциях и не использующийся по назначению даже в случае собственной исправности.
https://youtu.be/RDwFqEcDI1g
Бред. Сами паяли по схемам «Техника молодёжи» и «Моделист-конструктор». В крайнем случае использовали кустарные схемы. Сами красили лампы лаком, разводя в нём цветные чернила. Сами делали “звёздные” шары на электромоторах.
У меня на дискотеке работала самодельная цветомузыка, сделанная методом воздушной пайки (без платы). К ней цеплялись даже прожектора на 500 ватт. Один раз из-за неправильного подсоединения она коротнула, так что пробки повыбивало, но после продолжила работать.
Вторая половина 1970х…Брали схемы из журналов, доставали детали где могли, разводили цветную пасту из шариковых стержней ацетоном. Поначалу воняло страшно, но того стоило )))
спектр 10.полностью рабочий раритет.даже запасные лампы есть.