Знали ли вы, что лучшие студии звукозаписи до сих пор работают с ламповыми усилителями в микрофонах? А то, что редкий меломан отдает предпочтение новомодному транзистору? Почему так – ответ очевиден: ламповые усилители звучат гораздо лучше своих транзисторных преемников, в пользу чего говорят несколько неоспоримых фактов.
Почему “ламповый звук” лучше
Транзисторные усилители имеют множество преимуществ, среди которых – предельная надежность, низкие затраты в использовании и производстве, и, само собой, более продвинутый дизайн. Однако аудиофилы все равно отдают предпочтение старым добрым лампам. И на то есть веская причина – качество звучания.
Парадоксально, но новомодные транзисторы звучат хуже старых ламповых усилителей.
Объясняется это некоторыми физическими особенностями конструкций:
- Звуковые каскады. На три «ламповых» последовательно включенных звена (каскадов) приходится примерно в семь раз больше «транзисторных». И, учитывая то, что на выходное звучание усилителя влияет практически каждый элемент, находящийся на пути передачи звукового сигнала, вывод становится очевидным: чем меньше звеньев, тем чище звук.
- Температура. Лампы спокойно работают в условиях высокого температурного режима, поскольку это предусмотрено в их конструкциях, в то время как транзисторы работают на полупроводниковом кристалле, который ввиду своих миниатюрных размеров, просто не справляется с испытанием температурой.
Нет, он не выходит из строя и при перегреве просто передает ее радиатору, но именно в этот момент и происходит заметное искажение звука.
Это объясняется эффектом «тепловой инерции» – кристалл просто физически не может быстро отдать температуру радиаторам в момент пикового нарастания звукового импульса.
- Напряжение и ток. Любой аудиофил уверенно скажет, что усилитель лучше работает в условиях высокого напряжения и малого тока. А теперь голые цифры: ламповое устройство, мощностью 20 Ватт работает с напряжением в 300 В. В то же время транзистор аналогичной мощности будет работать с напряжением всего в 30 В.
- Обратная связь. Ее глубина напрямую связана с качеством выдаваемого усилителем звука. Чем глубже обратная связь, тем сильнее ощущается ее коррекционная работа. В транзисторных аппаратах она обычно достигает 60 ДБ, тогда как в ламповых эту цифру можно спокойно делить на 3.
Некоторые меломаны вообще отключают обратную связь, но, опять же, это возможно только в случае с ламповым усилителем.
Транзистор просто не будет без нее работать.
- Сложность самой конструкции. Простая истина: чем меньше преград встретит на своем пути звук, тем чище он будет. В отличие от старых ламповых усилителей, конструкция транзисторных агрегатов гораздо сложнее.
Да, усилители нового поколения более надежны, имеют высокий КПД, они не нагреваются до высоких температур, что делает их эксплуатацию гораздо безопаснее, но… В вопросе качества звучания пальма первенства бесспорно принадлежит лампам.
5 лучших советских усилителей, которые сегодня можно дорого продать
Даже если вы далеки от музыки и назвать вас меломаном, не спешите выбрасывать старые усилители. Их можно выгодно продать. Мы сделали подборку из пяти лучших советских усилителей, которые даже сегодня стоят недешево.
“Радиотехника У-7111”
Преимущества:
- 5-полосный эквалайзер;
- фильтр высоких частот;
- режим объединения каналов;
- возможность регулировать тембр по высоким и низким частотам.
Недостатки:
- можно подключить всего 4 источника звука;
- рассчитан максимум на 2 акустические системы.
“Электроника 50У-017С”
Преимущества:
- множество регулировок;
- наличие фильтров, которые могут полностью обрезать с входного сигнала ВЧ-СЧ частоты;
- люминесцентный индикатор уровня звука;
- не типичный для советских времен внешний вид;
- хромированные ручки регулировок.
Недостатки:
- все входы и выходы выполнены из 5 штырьковых разъемов, которые сегодня практически невозможно найти.
“Бриг У-001”
Преимущества:
- отличная защита от помех;
- полное отсутствие фона;
- отменные басы.
Недостатки:
- некомфортное звучание произведений жанров рок и металл.
“Корвет 100У-068С”
Преимущества:
- надежность;
- мощная начинка, которая способна на 8 Ом нагрузку 60 Вт мощности, а на 4 Ом и все 90 Вт, максимальная потребляемая мощность достигает 275 Вт.
Недостатки:
- пластиковый корпус.
“90У-2 Кинап”
Преимущества:
- надежность;
- мощная аппаратная часть;
- большие возможности.
Недостатки:
- сильно устаревший внешний вид;
- хромает качество звука.
Все перечисленные ламповые усилители стали настоящими легендами, до сих пор имея армии поклонников-меломанов. И далеко не каждый современный аналог может посоревноваться с ними.
Чел совсем не в теме.
Сейчас у ламповой техники появились поклонники-меломаны. Им больше нравится звук на ламповых усилителях, чем на микросхемах. Поэтому для меломанов выпускают ламповую технику. Разумеется, на современных лампах, спроектированных специально для этого.
Где здесь ламповые усилители? Капец! Бриг, Radiotehnika, Электроника, Корвет на транзисторах или даже на опрационниках
Лампа vs. Транзистор = Андроид vs. IPhone. Ты всегда будешь за то, что есть у тебя, и против того, чего у тебя нет.
А с каких это пор упомянутые в статье усилители стали ламповыми? На счёт Кинапа не знаю, но остальные четыре – чистейшие транзисторы и микросхемы. Автор, не пишите дичь, не вводите людей в заблуждение.
Основным достоинством ламповых усилителей являются их более лучшие характеристики на низких (басовых) частотах. Именно поэтому многие рок-группы до сих пор используют ламповые усилители для бас гитар, и именно поэтому ламповые усилители любят меломаны. Басы в ламповых усилках звучат значительно солиднее и музыка получается более полной. Однако, что касается среднестатистических слушателей, то у большинства из них органы слуха вообще не воспринимают слишком низкие частоты (как впрочем и слишком высокие), а потому музыка, звучащая, например, из смартфона большинство людей вполне устраивает. Отсюда следует давно уже сделанный вывод: “О вкусах спорить бесполезно”.
А ещё в ламповых схемах гораздо меньше фонового шума поскольку в транзисторах есть обратный ток, а в лампах нет
Уровень фона у ламповых был на порядок выше транзисторных усилков .Для танцплощадок это не так важно было , но в паузах фон стоял ещё тот . ( у нас был У 100 для трансляциий за 200 руб )
Главное в отличии характеристик ламп и транзисторов. В усилителях на лампах отсутствуют искажения второго порядка.
В современных транзисторных усилителях для уменьшения гармонических искажений вводят глубокую отрицательную связь, что приводит к интермодуляционным искажениям.
КНИ у ламповых усилителей в разы выше, чем у транзисторных. Поэтому пусть лампу слушают “меломаны” типо автора этой статьи
Статья полнейшая чушь, автор ВООБЩЕ не знаком со схемотехникой…
Не скажу, что бред, но…. Ну что сравнивать с цифрой.. Я меломан с начала 70х.. Ну хватит уже мозги т… про дорогие аппараты… Я о..вал , когда сравнивал записи на Маяке на 9 и на 19 см.сек… Я говорю – тебе делать не х.. что ли , в два раза больше пленки тратить… Но.. ответ тривиальный… – понты.. понты… Так считается лучше.
То же самое с гитарами… Лампа… Ну да , типа Лампа это всё наше… А компьютерный софт – г…о. Идите , пожалуйста понтовщики… Я всё понимаю… ну конечно у кого гитара за 300 тыщ, тот , естественно, никогда не признает, что гитара за 30 может точно так же играть. ( а есть еще и за 5-6 тыщ.. и из них запросто нарулить звук) И компьютерный софт может играть гораздо круче лампового.
Мне уже 63,50 из них занимаюсь ламповой техникой.Более приятное для слуха звучание ламового усилителя кроется не в количестве каскадов усиления и,тем более,не в количестве активных и пассивных элементов схемы,а исключительно в идеальном согласовании индуктивной нагрузки,коей является динамическая головка громкоговорителя и индуктивного же выхода усилителя-выходного трансформатора.Комплексное сопротивление головки меняется в разы в зависимости от частоты и напряжения подводимого сигнала и выходной трансформатор отслеживает и подгоняет свое выходное сопротивление под изменяющееся сопротивление нагрузки.Бестрансформаторные транзисторные усилители такой возможностью не обладают,их выходное сопротивление стремится к нулю,отсюда и феномен жесткого транзисторного звучания.
Во-первых: “90У-2 Кинап” ламповый, но он одноканальный, выход – один моно, вход – один. Звук для озвучивания при показе фильмов, т. е. практически средние частоты. А запись звука в 50 – 70 годы была на троечку. Так что это – не шедевр.
У ламп лучше динамический звук.
Ламповые усилители сейчас переживают второе рождение. Меломанам нравится из звук, который они ценят выше, чем усилителей на микросхемах. Есть и фирмы, которые аудиоаппаратуру специально выпускают на лампах. Только они используют современные технологии и схемы, а не времён СССР.
Долго долго описывать преимущество лампового усилителя, нахвалить в конце 4 транзисторных и об…ть единственный ламповый. Конечно не шедевр, с частотой среза 3-4 кГц для озвучивания кинопередвижек.
Усилители надо делать на бронетранспортерах Это все, Точка
о качестве звука вы спросите у битлов ( спец.лаборатория и грузовики с ламповыми усилителями ) я немного спц….даже полевые ( как называют в народе ) не сравняются в качестве с радиолампой (хотя принцип работы у полевых —аналогичен с лампой ) есть особенность …только профессионалы знают об этом ( хотя бы пресловутая ступенька в характеристиках ) ….
Автор абсолютно не теме только удивляешься зачем писать о том о чем не имеешь не малейшего представления.
Вопрос решается просто: послушай лампу, а потом транзистор. Если есть такая возможность. Что понравится больше, то и слушай. И больше никого не слушай. Не порть себе настроение.
На фото перед статьей модификация лампового усилителя УМ-50 (УМ-50а), у него двухтактный выход на лампах ГУ-50. в 1970-73 годах в школе подключал к нему три самодельные электрогитары и пара микрофонов через самодельный же транзисторный микшер. Колонка была тоже самодельная = несколько динамиков общей мощностью ватт на 60. Звук тогда нам, 14-17 летним пацанам, казался обалденным. Иногда фонило. Транзисторные тоже звучат отлично, основное дело в качестве колонок и конфигурации выходного каскада. У лампового кажется покрасивее окрас звука за счет гармонических искажений. А я инженер-электронщик с 50-летним стажем, делал разные усилители лет с 15-и и пришёл к выводу – основное дело в колонках!!!
Не все так просто с нелинейными искажениями,
в теории чем меньше искажений вносит схема тем чище воспроизведение исходного сигнала. На практике, когда рассматриваешь цепочку от источника сигнала до приемника(уха) эти искажения оказываются востребованными.
Мы ведь с вами когда слушаем акустический инструмент слышим очень много дополнительных звуков которые этот инструмент запускает, дополнительные резонансы помещения, поверхностей и всего прочего, снять это все микрофоном или даже системой микрофонов – искусство в котором не так много мастеров.
По факту чаще всего записанный звук нуждается в принудительном насыщении гармониками.
Сейчас студии побогаче используют ламповые схемы для внесения этих самых искажений в сигнал а студии победнее используют эмуляторы ламп. Разные девайсы внося искажения вносят в звучание дополнительные гармоники – насыщают спектр звукового сигнала. И это оказывается очень важным моментом в воссоздании звуковой картины.На слух это часто звучит как значительное улучшение разборчивости и яркости звучания. Так что нечего удивляться. На студиях, повторюсь, этим качеством нелинейности пользуются постоянно, хорошие плагины которые эмулируют эту нелинейность стоят дорого(за редким исключением) а ламповое оборудование с подобранными параметрами нелинейности еще дороже. А после студий носитель(хорошо если не mp3) а дальше слушатель, в своей комнате, своим оборудованием. Одни гонятся за циферками в паспорте прибора – хотят линейности, другие за ощущениями, новыми деталями в звуке – это именно то что появляется от нелинейных искажений, новые гармоники, звук становится более разборчивым, инструменты становятся осязаемыми локализуемыми. Так что – нелинейность схем не стоит рассматривать как абсолютное зло.
Для неверующих, прикладываю ссылочку на авторитетный английский журнал с обзором студийного оборудования и спектрограммами вносимых искажений, прикоснитесь к нелинейным искажениям: https://www.soundonsound.com/sound-advice/hidden-dangers-vintage-eq
Выбросил на помойку половину из перечисленных усилителей .Начал с кинаповского . Себе оставил ,, Амфитон” ,хотя тоже барахло . В свое время проводил испытания – брал два усилителя (ламповый и транзисторный),ставил качественную запись . Слушатели находились в другом помещении и не могли видеть ,какой аппарат используется .Так вот, на слух не могли определить разницу ! Так что ламповый усилитель -это понты.
УМ-50 и все подобные в то время имели выходной каскад на широко распространённых Г-807, ГУ-50 не применялись
Ламповый усилитель В микрофонах? Серьёзно?