Советская ламповая радиола «Сакта», производилась Рижским заводом имени Попова с 1959 года, используясь как для приёма вещательных радиостанций, так и для проигрывания долгоиграющих и обычных пластинок. И именно она стала первым изделием завода, которое вышло на международный рынок. Мало того, радиола по сей день представляет огромный интерес для коллекционеров и фанатов советской радиоаппаратуры, попутно является ценным экспонатом музеев.
Почему “Сакта”
Для тех, кто не в курсе, сакта – это декоративная брошь в форме подковы, являющаяся элементом украшения женской шерстяной национальной латышской накидки. Впрочем, в свое время носили это украшение и мужчины. Как правило, сакта изготавливалась из железа, но в богатых захоронениях были обнаружены серебренные и даже золотые экземпляры.
Изделие могло отличаться по форме, загибу и орнаменту.
В советский период украшение часто изображали на почтовых марках, значках, как один из символов Латвийской ССР. А поскольку одноименная радиола производилась в Прибалтике (если конкретнее, то на Рижском заводе им. Попова), то немудрено, что ее назвали в честь этого широко почитаемого символа.
Семиламповая радиола
Конструкция радиолы состоит из семилампового приёмника и трёхскоростного электропроигрывателя, оснащенного ЭП-1(ЭП-1М) автостопом и пьезокерамическим звукоснимателем ЗПК-56. Диапазон КВ имеет два поддиапазона, а для приема на УКВ предусмотрен внутренний диполь.
«Сакта» стала одним из первых приборов для звуковоспроизведения, сочетающая в себе возможности прослушивания пластинок и радиоэфира.
И во многом именно она задала вектор, на который ориентировались инженеры в дальнейших работах по совершенствованию этого типа приемников с его пиком популярности, выпавшем на 60-70-е годы.
“Музыка-речь”
Радиола «Сакта» знаменита тем, что работала на одном из лучших по тем временам динамике 5ГД1РРЗ, редкому в своей ровности АЧХ и прекрасному звучанию. Прибор оснащался регулировкой громкости с тон-компенсацией, в том числе с тон-регистром «Музыка-речь» и плавными регуляторами тембра НЧ и ВЧ.
Это позволяло подбирать наиболее естественное звучание путём простого переключения клавиш. Подобными возможностями сегодня не удивишь никого, но для начала 60-х годов, когда такие приемники только начинали появляться, это действительно было в новинку и открывало более широкие просторы для экспериментов, причем как для обычного слушателя, так и для радиолюбителей.
К тому же, наличие тон-регистра в конструкции радиол того времени свидетельствовало о высоком классе изделия.
Первые в Союзе печатные платы
Именно в радиоле «Сакта» впервые в истории советской бытовой аппаратуры были применены печатные платы, что в свою очередь, послужило поводом выпустить изделие на международный рынок.
В итоге приемник удостоился высшей на то время награды – диплома I степени Всесоюзной торговой палаты. Ближайшим конкурентом, в котором также начали применяться печатные платы, является радиоприемник «Дорожный», произведенный на одном из воронежских предприятий.
Внешний вид и тираж
Первые экземпляры радиолы были выпущены в закругленном в нижней части деревянном корпусе, но более современные варианты начала 60-х уже были прямоугольными. Вес общей конструкции достигал 18 кг, но удобный форм-фактор делал прибор вполне доступным для транспортировки.
На Всемирной выставке Expo-58, проводимой в Брюсселе, приемники «Сакта» и «Фестиваль» удостоились серебряной медали. Примечательно, что за всю историю существования модели, было выпущено 800 тыс. радиол Sakta.
Даже сейчас на различных ресурсах с объявлениями можно найти рабочие экземпляры радиоприемника. «Сакта» до сих пор является поводом для обсуждения на радиолюбительских форумах и со временем становится лишь ценнее с точки зрения коллекционеров.
Интересная статья, спасибо!
С уважением, Александр Шарапов
Великолепная радиола. Не было только усилителя ВЧ на входе. Поэтому чувствительность приёмника на АМ диапазонах была скромной.
Прибалтийские приемники были хороши, но “Фестиваль” был что то особенное. Лучшим, что я держал в руках и что позволяло мне слушать весь мир был превосходный приемник “Telefunken” 1938 года. Это было чудо. Уникальный динамик, особые радиолампы, превосходный деревянный корпус, один диапазон КВ от 11 до 50 метров. Уникальное сочетание двух наиболее важных параметров: очень высокой чувствительности и высокой избирательности. Ничего подобного я не наблюдал у полупроводниковых приемников. Звучание я помню до сих пор, хотя прошло 60 лет.
А вот “Голос Америки” или радиостанцию “Свобода” на ней можно было слушать? Если да, то отличная Сакта.
Нет нельзя было слушать “голос Америки”, не было в КВ – диапазоне 10 и 13 метровых поддиапазонов! Мы делали доработки в ВЧ контуре