СССР нет уже 30 лет, но интерес к нему не утихает и сегодня. 70 лет существования — довольно большой отрезок времени для страны, за который успели сформироваться исключительные, только ей свойственные черты во всех сферах жизни, в том числе и в архитектуре. Эти советские «изюминки» знакомы буквально всем – и жившим в СССР, и молодежи, которая продолжает жить в них и ходить мимо них ежедневно, так как построены они на века. Но не многие знают, почему самые популярные советские строения были именно такими. Откроем завесу памяти.
Бетонная заборная геометрия
Получив в 1971 году заказ на разработку бетонного ограждения, инженер-строитель «Мосгосстройматериалов» Борис Лахман предоставил сразу три проекта, в т. ч. «Плиту ограды ПО-2». Спустя 3 года в Москве началось производство данной конструкции, состоящей из укрепленной железобетонной рамы со встроенной панелью и армированной проволочной сеткой.
Утверждавшая проект комиссия отметила его простоту и низкую цену.
Также преимуществом ПО-2 являлось то, что она создавала звуковой барьер. Плита Лахмана использовалась прежде всего для ограждения строительных площадок, заводских территорий, военных объектов и других опасных и неприглядных мест. Характерные выпуклые части забора уменьшали вероятность его загрязнения, а рельефный рисунок с игрой света и тени делал установленные в ряды панели менее монотонными.
За свое детище Лахман получил премию (аж 50 рублей) и медаль ВДНХ.
Типовые панельки
5-этажные «хрущевки» проектировались, согласно рекомендациям и нормативам медиков XX века. По утверждению врачей, здоровый человек без особых проблем мог подняться на 5-й этаж. Если же возводилось больше этажей, то приходилось предусматривать лифт и мусоропровод.
В свою очередь оптимальные типовые пятиэтажки позволяли экономить на этих элементарных удобствах.
К началу 70-х назрела необходимость в возведении более высоких зданий. Таким образом появились 1-подъездные блочные конструкции серии II-18/9 с лифтом. В народе они получили название «вертикальные хрущевки». Пожарная стрела в то время не могла возвыситься более чем на 27-30 м. Этой высотой и руководствовались строители.
Когда же в распоряжении МЧС появились машины со стрелами, раскладывающимися на 40 м, жесткое требование этажности зданий перестало действовать. А ближе к 80-м годам появились как 12-14-этажные панельные дома, так и 17-25-этажные.
6 соток для дачников
В конце 60-х годов многие советские граждане стали обладателями земельных участков в 6 соток (1 сотка — участок 10х10 м или 1/100 га).
Мотивы «щедрости» Центрального Комитета КПСС заключались в следующем:
- – необходимо было решить продовольственный вопрос трудящихся, причем их же руками;
- – идеологическая борьба с капиталистическими странами предполагала демонстрацию собственных успехов (наличие отдельного участка земли с постройкой, помимо квартиры или дома в населенном пункте, свидетельствовало о достатке гражданин).
Откуда взялись 6 соток?
Математики и экономисты решили, что такой площади земельного участка было вполне достаточно для среднестатистической семьи в составе 4 человек, считая, что излишки земельной площади стимулировали бы проявление частнособственнических инстинктов у людей.
А это то, чего советская власть не могла допустить по определению. Кроме того, превышающий 6 соток участок отвлекал бы товарищей от плодотворного труда по основному месту работы. Появилась своего рода постоянная занятость, которая нивелировала протестные настроения, возникающие при излишней праздности.
Советские ДК с колоннами
Доставшиеся в наследство от СССР Дворцы культуры в основном представлены сталинским классицизмом (условное название) и советским модернизмом. Строгие и аскетичные здания второго типа строились позднее и многие из них утратили аутентичный вид из-за монтажа фальшивых современных фасадов.
А вот сталинская эклектика по-прежнему является составляющей нашей среды обитания. В ней встречаются элементы русского классицизма, итальянского ренессанса и палладианства. Кстати, можно утверждать, что итальянский архитектор позднего Возрождения Андреа Палладио определил архитектурный облик советских ДК.
Его «фишкой» были широкие лестницы, площадки для оркестров, танцзалы с колоннадами и т. д. Отечественные архитекторы имели прекрасную основу, которую дополняли советской символикой.
Предполагалось, что благодаря внешнему виду, в т.ч. массивным колоннам, дворец культуры станет доминантой в населенном пункте. И внутри все было подчинено важной цели – создать условия для организационно-массовой работы, центром которой становился большой зал.
Дома на курьих ножках
Бытует мнение, что архитектура жилых домов в СССР 60-80-х годов однообразна. Но это не совсем так. В больших городах до сих пор можно встретить необычные здания, например, многоэтажки «на куриных ножках», точнее — на бетонных сваях.
Такие постройки своим появлением обязаны конструктивизму. В основе художественного образа этого течения лежит конструкция и ее функциональное значение. Архитекторы не только искали новые оригинальные формы, чтобы придать городскому пейзажу более современный вид, но и попутно решали множество проблем, связанных со строительством.
Так, на сваях возводились «высотки» в условиях сложного ландшафта, а также в местности со свойственными им частыми паводками.
Ну и, конечно же, такие (и только такие) многоэтажки строились в зонах с вечной мерзлотой. Посмотрите на Воркуту, Якутск, Норильск, ведь вся арктическая архитектура держится на сваях, причем в самом что ни на есть прямом смысле этого слова.
Заборы с эффектной геометрией, панельные дома и многоэтажки на сваях, помпезные дворцы культуры с колоннами и 6 соток для трудяг — советская эпоха безвозвратно канула в лету, оставив после себя весьма специфичное наследие. И хоть выглядит оно не очень эстетично, прочность конструкций позволяет не сомневаться в том, что они с нами еще надолго.