Современного человека сложно удивить виртуальной реальностью, ведь чего только стоят шлемы Oculus Rift S и PS VR. Есть даже решения для смартфонов и полностью автономные модели. А теперь еще и Facebook готовит свою «метавселенную» — эдакий гибрид социальной сети и виртуальной реальности. Но сегодня мы поговорим не о последних инновациях, а о том, с чего всё начиналось, ведь впервые VR-технологии начали разрабатывать ещё много лет назад.
Стереоскоп
В 1837 году британский физик Чарльз Уитсон создал устройство, которое можно счесть «дедушкой» современных стерео- и VR-технологий. Стереоскоп позволял объединять два двумерных изображения в одно трёхмерное. Принцип его основывался на особенностях человеческого зрения и мозга.
Технически стереоскоп позволял видеть два снимка, но каждый из них — только одним глазом.
В результате этого мозг «складывал» два изображения и создавал 3D-эффект. Само собой, смотреть можно было только на фото — кинематографа тогда ещё не существовало. Однако сама идея нашла отклик у публики — но лишь в виде дорогой игрушки и диковинки, о которой забыли более чем на сотню лет, пока не появилась новая технология.
Очки виртуальной реальности Headsight
В 1961 году компания Philco представила то, что могло уже считаться более или менее современным шлемом виртуальной реальности. Инженерами Комо Чарльзом и Брайаном Джеймсом был разработан проект Headsight.
Это шлем, который оснастили двумя экранами, системой отслеживания движений головы, а также специальной камерой. Это позволило передавать видео в реальном времени на экраны в шлеме.
Считается, что это первое подобное решение, которое стало массовым. Однако технологий того времени оказалось недостаточно для дальнейшей популяризации Headsight.
Симулятор Sensorama
Годом позже, в 1962 году, кинематографист Мортон Хайлиг изобрёл, наверное, первый визуальный симулятор — устройство позволяло просматривать стереокино со стереозвуком. Идея состояла в том, чтобы задействовать зрение и слух, как наиболее важные органы чувств.
Для симулятора выпустили 6 фильмов, однако, разумеется, это были просто киноленты. Никаких игр, полноценной VR тогда еще и в помине не было.
По сути, Sensorama представляла собой то, что затем назовут стереокино, только для одного пользователя. Отметим, что в то время был построен только один образец. Хайлиг пытался найти финансирование, но проект оказался слишком революционным, поэтому идея заглохла.
К слову, Хайлинг запатентовал «Сенсораму», а также небольшое устройство под названием «Маска телесферы» (Telesphere mask). Это, по сути, уменьшенная версия и ранний прототип современного шлема виртуальной реальности. Но «Маску» постигла та же участь, что и предыдущий проект.
Очки дополненной реальности EyeTap
Следующая технология появилась почти через 20 лет — в 1981 году профессор университета Торонто по имени Стив Мэнн создал очки дополненной реальности EyeTap. Это была уже современно иная система — в ней была возможность добавлять компьютерную графику, накладывая её на реальный мирю. Потому это именно дополненная реальность.
Первая версия включала в себя компьютер в рюкзаке, а также видоискатель от камеры, куда и выводилась графика. Само собой, она была слишком тяжёлой и неуклюжей, не то что современные варианты EyeTap, которые намного мощнее и компактнее. По сути, именно это устройство стало основой современных систем, вроде Microsoft Hololens.
К слову, в старом боевике «Универсальный солдат» воскрешённые бойцы используют подобные системы.
Виртуальная перчатка The Data Glove
В 80-х годах появились не только первые шлемы виртуальной и дополненной реальности. Тогда же компания VPL Research представила The Data Glove — перчатку-манипулятор для VR. В её основе — наработки инженера Томаса Циммермана, который в 1982-м создал «оптическую перчатку».
Компания выпустила новинку в 1987-м, однако из-за дороговизны хитом она не стала.
Хотя вместе с ней вышел костюм для отслеживания движений DataSuite и шлем под названием EyePhone. Позже их показали в киберпанковском триллере «Газонокосильщик».
Затем технологию пытались продать Nintendo, но безуспешно. Любопытно, что позже Nintendo всё же купила и выпустила перчатку, но уже под названием Power Glove. Она стала культурным феноменом и хитом в США, но не в Японии.
Виртуальная реальность прошла долгий путь, но пока ещё находится на раннем этапе развития. Разрешение экранов ещё недостаточно большое, цены высоки, а игр и качественного контента очень мало. Но в ближайшие годы все может измениться, ведь у той же Apple готовится свой шлем дополненной реальности. По слухам, он выйдет в 2022-2023 гг.