Во второй половине ХХ века граждане бывшего Союза чуть ли не поголовно были увлечены диафильмами. Иллюстрированные сказки, исторические и литературные произведения просматривали при помощи специальных устройств – диапроекторов, которые проецировали изображение на условный экран.
Диафильмы, как искусство
Сейчас все это кажется захудалым примитивом, но тогда диафильмы производили настоящий фурор. А некоторые художники, вообще, приравнивали изображения на этих пленках, к изобразительному искусству.
И не последнюю роль для этого сравнения сыграло то, что в отличие от кинематографических пленок диапозитивный (официальное название) фильм основывался на смене статичных, то есть, недвижимых кадров. Это приближало слайды к живописи, графике.
Кроме того, сама идея представления истории посредством смены картинок, позволяющая внимательно рассматривать каждый кадр, гениальна. Быть может поэтому многие люди до сих пор с особой нежностью вспоминают диафильмы.
Лампы накаливания и вентиляторы, как система охлаждения
Устройство диапроектора нельзя было назвать сложным. Грубо говоря, оно состояло из системы освещения с отражателями и кондиционирования с тепловым фильтром.
В современных моделях проекторов эти системы практически доведены до совершенства.
Но при СССР все только начиналось. Соответственно, система освещения на деле оказывалась обычной лампой накаливания. А с кондиционированием справлялся старый добрый вентилятор.
Средство агитации
А еще советские диафильмы были мощным агитационным инструментом. Сначала черно-белые, а после – и цветные картинки активно использовались пропагандистами коммунистической идеологии.
Помимо политических наставлений диапозитивные фильмы также использовались в образовательной сфере.
И это вполне объяснимо, ведь для создания такой картины не требовалось сложного оборудования. Подписал карточки – и можно крутить. Главное, чтобы смысл картинки и текста совпадали.
С простыней лучше
Сегодня никому, наверное, и в голову не придет использовать скатерть в качестве экрана для проектора. Современные мультимедийные доски и ролеты исключают необходимость поиска альтернативы экрану – они удобны и многофункциональны.
Но тогда о таких устройствах и речи не шло.
Их просто не было. В качестве полотна использовали все, что было на хозяйстве: простыни, скатерти, бумагу. Главное – поплотнее задернуть шторы, чтобы солнце не засвечивало изображение.
Первые пленки и гении-консультанты
Диапозитивы выпускали и пленочные, и на стекле. При этом хрупкость слайдов не мешала устраивать даже массовые показы. В основном такие проводили в различных просветительских центрах с тематикой, соответствующей заведению, хотя бывали и исключения ради развлечений.
Одним из первых диапроекторов СССР был «Избач» – детище сотрудника Главполитпросвета Мершина. В этой модели были встроены динамо-машина и реостат, что позволяло устройству работать даже без подключения к общей электросети.
В 50-х производство диафильмов уже вышло на массовый уровень. Обусловлено это было появлением студии с одноименным названием, которая умудрялась выпускать по 300, а то и по 400 сюжетных лент в год.
Парадоксально, но примерно в то же время мода на диапроекторы постепенно стала отходить. И уже в 60-70-е гг. эпоха диафильмов пережила свой медленный, но необратимый закат.
Точно, все было . И простыя и вырезки ищ пленки. Прям в детство окунулся…. хорошие были времена))
У нас было очень много диафильмов и все ребята и девчонки с нашего двора частенько собирались посмотреть их. А за право читать титры шла борьба. Это было великое дело. героев обсуждали, были любимые ленты… И была дворовая команда, которая воспитывала не хуже педагогов. Никто не смотрел на то, кто во что одет.. Смотрели на то, как себя ведёт в коллективе.
чуть позже на короткое время пришли слайд-проекторы.. это были уже более серьезные аппараты..