«Смена», «ФЭД», «Зенит» и «Зоркий»… Мы гордились этими фотоаппаратами, но не заметили, когда на смену им пришли условные «Кодаки» и «Кэноны». Так что же произошло с советской фотоаппаратурой? И куда подевались заводы, которые производили такую хорошую технику?
Смена
Завод, на котором с 1939-го выпускались фотоаппараты «Смена», был построен еще в далеком 1914-м году. На Чугунной улице в Петрограде возвели «Российское АО оптических и механических производств». На начальном этапе своей деятельности завод занимался выпуском продукции военного назначения – прицелы, перископы и пр.
С 1921-го предприятие было переименовано в ГОЗ («Государственный оптический завод»), но долго это имя заводу носить не пришлось.
В 1929-м его снова сменили на ТОМП («Трест оптико-механического производства»), а в 30-е – вновь вернули ГОЗ, добавив туда букву «М», что означало «механический». Получилось ГОМЗ. И под таким названием завод проработал более 30 лет. В начале 60-х ГОМЗ вошел в состав ЛОМО («Ленинградское оптико-механическое объединение»).
Производство фотоаппаратов стартовало в 1939 г. На время Второй мировой оно, естественно, приостановилось, а после победы советской армии над фашистской Германией было восстановлено. Послевоенные «Смены» отличались лучшими техническими характеристиками и высокой функциональностью.
В 90-х завод приватизировали и сегодня это вполне успешное предприятие.
Сегодня он продолжает выпускать продукцию гражданского и военного назначения. Из гражданского – это телескопы и микроскопы, медицинское оборудование, съемочная аппаратура и, конечно же, фотоаппараты. Особой гордостью ЛОМО являются их сортировщики банкнот, изготавливаемые под заказ Банка России.
ФЭД
ФЭД – это аббревиатура, шифрующая в себе имя известного революционера, Феликса Эдмундовича Дзержинского. Завод расположен в Харькове, Украина. Одноименная серия фотоаппаратов производилась здесь с 30-х по девяностые года.
Первый ФЭД был выпущен еще до войны, в 1933-м году. Это был дебютный советский малоформатный фотоаппарат. Собирали его вручную, по образцу легендарных немецких приборов Leica I.
Это был прибор со шторным затвором. Далее ФЭД стала выпускать аппараты с центральным затвором и среднеформатные камеры. Модельный ряд фотоаппаратуры ФЭД насчитывает более двух десятков единиц. Последние камеры собирали еще в 90-е.
Причина, по которой ФЭД перестал выпускать фотоаппараты, заключается в переориентации завода на совершенно другую промышленную отрасль. После войны завод постепенно начинает развивать авиационную отрасль, а затем переориентируется на аэрокосмическое машиностроение.
Сегодня ФЭД переименован в FED. Это одно из ведущих предприятий Украины, специализирующееся на производстве агрегатов авиационного, аэрокосмического и общемашиностроительного назначения.
Помимо производства FED также активно ведет разработки в указанной сфере, предоставляя качественный сервис обслуживания в той же области.
FED – один из лидеров по экспорту продуктов аэрокосмического машиностроения. Он совершает поставки в страны ЕС, Китай, Южную Корею, ОАЭ. Компания ведет совместные проекты авиастроения с США, Канадой и Бразилией.
Зенит и Зоркий
История этих фотоаппаратов начинается после окончания Второй мировой войны, когда Красногорский механический завод (КМЗ) получил госзаказ на производство проекторов, биноклей и фотоаппаратов.
Уже в 1948-м была представлена первая линейка фотоаппаратов «Зоркий». На их основе позже завод стал выпускать еще одну серию – «Зенит». Примечательно, что прототипом самого аппарата «Зоркий» стала все та же немецкая «Leica I».
Об успехах «Зенита» можно рассказывать часами. Считается, что в свое время они стали самыми массовыми зеркалками в мире. СССР поставляла свою фототехнику на экспорт в страны Европы, и там наши «Зениты» успешно конкурировали с западной продукцией.
Фотоаппараты этой серии много раз становились лауреатами престижных премий. Мировые СМИ часто отдавали им первые места в своих рейтингах, признавая нашу технику лучшей.
Фотоаппараты серии «Зенит» стали выпускать с 1952-го года. В середине 50-х с производства КМЗ сняли «Зоркий», поскольку нашумевшие «Зениты» их попросту подмяли под себя.
Что же касается дальнейшей судьбы завода, то в данном случае мало что изменилось. С 1993-го года Красногорский завод им. Зверева преобразовали в ОАО. Так появилось ОАО «КМЗ». В 2010 он вошел в холдинг «Швабе», относящийся к государственной корпорации «Ростех».
КМЗ продолжает выпускать свои «Зениты», которые больше чем за полвека успели занять свою почетную нишу в истории мировой фотоаппаратуры. В 2018-м компания совместно с Leica Camera AG представила фотоаппарат «Зенит-М», разработанный по прототипу «Leica M typ 240». Особой гордостью прибора является сверхсветосильный объектив.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что лишь один из трех заводов, выпускавших когда-то качественные фотоаппараты, до сих пор занимается своим делом. Остальные же переориентировались в совершенно другие области промышленности. Ну что ж, спасибо, что вообще не закрылись.
А как быть с такой маркой фотоаппаратов как “Киев”?
Почему о них ни слова?
Тоже ведь была весьма известная марка.
В СССР был свой особый стиль в производстве всего: украсть идею, сделать копию используя свои далеко не блестящие технологические возможности. Это относится и к фото технике. Постоянное отставание лет на тридцать. Профессиональной техники не было вовсе. Фотокоры многотиражек использовала Киев, копию, кажется, Экзакты довоенной разработки. Фотожурналисты более высокого звена использовали исключительно зарубежную технику. Даже мы, фотографы службы быта, старались приобрести Практика, Пентакон – сикс. Работать отечественной фототехникой было НЕВОЗМОЖНО из за её исключительной ненадёжности. Когда появились Киев-17- Киев-20, все фотографы их нахватали. Там даже невооружённым глазом видно было как негативы с этих камер отличаются в лучшую сторону от прочих отечественных. Но тут посыпались поломки. В итоге все эти камеры оказались на складе. Оптика отечественная в девичестве почти вся носила немецкую фамилию. Кто имел возможность сравнить их с немецкими оригиналами, меня поймёт: плохое чернение внутренних поверхностей и торцов линз, некачественное просветление. Единственный плюс отечественной фототехники – демократическая цена, да и то со временем она существенно выросла.
Я слышал из газет ..Завод Зенит, был вывезен в США ? Камкорд или переносная видеокамера , появились в США благодаря отчаянным усилиям – советских специалистов..? Вот что интересно ? Как далеко , продвинулись за эти годы бывшие инженеры – уникального предприятия ?
Как надоели эти статейки про СССР, никогда не виденный… Да премии были, но по разнорядке, как сказали бы сейчас – от “любимого спонсора”.
Зениты и Смены стояли в магазинах, а вот купить Практику или Никон, это было на гранит подвига…
Так, что по барахлу плакать не надо. Красногорские поделки сделанные сейчас, при всей своей убогости намного лучше того, что было в СССР.
Просьба автооу уточнить какой марки видеомагнитофоны выпускает “ЛОМО” и где берут видеокамсеты под эти видеомагнитофоны???
Вот прочитал я комментарии, в которых недотёпы пытались оплевать российские фотоаппараты. писали эти комменты безграмотные неучи, обычные бестолковцы. Наши фотоаппараты весьма высоко ценились на международном рынке. Я прекрасно помню, что приезжающие из-за “бугра гости” в первую очередь покупали в СССР фотоаппараты, часы, а недотёпам продавали жвачку. Пережёвывать резинку – это было так “клёво”. Вот эти “резинкожуи” здесь и отметились. Специально для “любителей резинок”. Микроволновые печи, сотовые телефоны изобретены в СССР. Отечественная электротехника, электроника была во много раз надёжнее, чем пресловутые западные образцы. Ну да скудоумным объяснять ничего нен охота, жаль бесполезно время тратить. Они не нажили самого главного – СОБСТВЕННОГО УМА. В голове дешёвые субпродукты.
По Вашему «Leica I» маде китай лучше ?. Пипец …
“Киев” выпускался на предприятии Арсенал в Киеве. По результатам войны в качестве репараций часть оборудования немецких оптических заводов Карл Цейс была перевезена в СССР, поскольку промышленность западных областей СССР была уничтожена. С этого времени началась “оптическая” история Арсенала. Но фотоаппараты были были лишь второстепенным производством. Основным была оптико-механическая прецизионная техника военного и производственного назначения – теодолиты, прицелы, гирокомпаса и пр. Сейчас Арсенал не существует. “Одежка” пришлась не по росту. В 80-х ездил на производственную практику на Арсенал, там и знакомили с историей завода.
Купить Nikon/Canon/итп можно было в комиссионке, только вот цены там выставлялись по реальному курсу доллара т.е. 6 рублей, потому начинались от 2000-3000 рублей что при средних зарплатах рублей 150 было мягко говоря дороговато.
Статья на примере фото-дела показывает, что бандитская власть 1917-го и после ничего гражданского путнего НЕ СДЕЛАЛА
Занялся фотографией в школьные годы.
Смена, Москва, ФЭД, Зоркий, Зенит.
Отличные аппараты, рассчитанные на массовый спрос.
Отнимали кусок хлеба с маслом у так называемых профессиональных фотографов, промышлявших на пляжах, свадьбах, похоронах и т.д.
Каждая семья могла создать свою фотоисториюю
Кстати, называющие себя профи и поливающие всё советское, у вас есть достижения мирового уровня?
Ссылочку можно, где посмотреть?
Интересный момент о современных “кинопроекторах и видеомагнитофонах” в ЛОМО. Это что? Профаппаратура?
При Советах купить можно было любую камеру импортного производства – только деньги давай. Как при Советах хороший фотокомплект по деньгам был равен покупке автомобиля
, так и сейчас.
Да, но зарплаты были если брать реальный курс доллара 4-6 рублей совсем смешные, а импортная техника именно по такому курсу и продавалась.
К комментариям Петра Иванова добавить нечего Прав на все 100% Жму руку !!! По поводу того, что в СССР был свой стиль украсть идею, сделать копию и дальше по тексту…
Вспомните, что страна выстояла в такой войне. Нужно было все восстановить. Это америкосы гейропе кинули план Маршалла в виде кредитов, а нам никто ничего не давал. Железный занавес, гонка вооружений. Нам нужно было в одиночку всё одолевать и быть на уровне(!) Если бы не выстояли, то такие, как отметившийся тут ” которому надоели статейки про СССР…” уже не писал бы подобные комментарии. Учите историю, да не по интернету и пост перестроечным книжонкам Яковлева. А что касаемо СССР, то нам, жившим в то время-есть чем гордиться: мы могли на санкции глубоко наплевать, т.к. были самодостаточны во всем. Всё могли произвести сами. Плохо, хорошо, отлично- это другая история. Условия были тогда такие. Что-то выпускали лучше, что-то не очень…Чем мы сегодня можем гордиться??? Можно хоть один примерчик? Ах, вакцина! А основа микробиологии при царе была заложена, или в том самом СССР? А фотоаппараты, купленные в СССР “ФЭД-5В” в 1979 г за 73р.70 коп и “Зенит-ТТЛ” в 1990 за 100р у меня до сих пор в ходу. И нареканий к ним у меня нет. В начале 2000-х купил “СОНИ” позже “НИКОН”. Обгадить своё прошлое-ума много не надо, а сделать своё настоящее, да ещё лёжа с пивком на диване- это пожалуй большой “подвиг”! А историю послушайте у Е.Ю. Спицына. Он всё толково объяснит, а особенно тем, кто её плохо знает…
У меня Вилия был, по моим оценка получше чем Зенит
Моим первым фотоаппаратом была камера «Весна». Был он чуть меньше Смены, и поизящнее обводами, а результаты те же.Выпускался в Минске.
вообще то в ссср самыми крутыми считались фотоаппараты под маркой алмаз… или я из другой реальности здесь нарисовался….
На фото “Зенит” со “сверхвысокосветочувствительным” объективом 1/3,5. Ну-ну… У меня “Зоркий 2С” и “Зенит TTL” с объективами 1/2. Эти тогда какие, СУПЕР-МЕГА-ПУПЕР? “Зоркий 2С” отец мне купил Б/У за 30 рублей. НИ РАЗУ не было каких-то поломок! TTL достался после смерти отца – тоже ни разу не подвëл. Так что завывания о ненадëжности советских фотоаппаратов – это, как минимум, от незнания.
Ну а то, что заводы сохранились – честь и хвала их коллективам
Никогда у фэда не было центрального затвора только шторка центральный затвор продукция Ломо это Смена Вилия
ФЭДы с центральным затвором очень даже были – ФЭД-10/11 со сменными объективами, малоудачная попытка подражания модным в 60-х немецким камерам, а также камеры с несменными объективами – ФЭД-Микрон, ФЭД-35, ФЭД-50, эти уже прямо скопировали с японских камер Konica Eye и Konica C35.
Были ФЭДы и с центральным затвором, например ФЭД микро, ФЭД атлас.
“Зоркие” не кончились в 1952-м, как написал автор. “Зоркий-10” выпускался до 1978-го года.
Зенит он и в Африке Зенит. Дело в том,что им. Зверева это прежде всего ВПК, причем в той его части где РФ впереди планеты всей!
По долгу своей работы я был руководителем практики египетских магистров на заводе Запорожсталь. Набор товаров, привозимых египтянами в СССР: Джинсы, батники японские часы.
Набор товаров, вывозимых египтянами из СССР: фотоаппараты, холодильники, электролампы, наборы линз для офтальмологов, велосипеды, мотоциклы, включая М72 или Днепр, тестеры, бинокли, эл.счётчик, всякие эл. розетки, и электроизмерит. приборы. Отправлялись они из Одессы в Александрию теплоходом Аджария, и всегда был с ними геморой, если таможня не получала от них взятки. Таможня требовала соответствие стоимости вывозимых товаров сумме ввезённой валюты.
Фотоаппарат Зенит М + объектив Зенитар 1/35 – фото №8
Каталог товаровФотоаппараты
Фотоаппарат Зенит М + объектив Зенитар 1/35
470 600 ₽
Цена не шокирует?
Многое было взято с зарубежных объективов и фотокамер, но фотокамеры и объективы были надёжными и давали хорошие снимки. А были объективы, которые созданы в СССР, например Мир-1 КМЗ, который в 1958 году получил гран-при на Брюссельской выставке; зеркально-линзовый объектив МТО КМЗ, который придумал Максутов.
В основном, ругают то, что выпускалось в СССР те, кто не жил в СССР и родился не раньше 1990 года.
Если взять современные зарубежные фотокамеры, если их уронить, то они выходят из строя, а у меня “Смена-8М” неоднократно падала, падал и “Зенит” с объективом “Гелиос”, и ничего, после нормально фотографировали. Причём, при падении зарубежных фотокамер ломается небольшая деталь, например пластмассовая шестерня привода объектива, но в сервисных центрах меняют не деталь, а целые блоки, стоимость такого ремонта больше половины стоимости новой фотокамеры. А в советских фотокамерах меняли именно деталь и стоил такой ремонт не дорого.
В СССР было 39 заводов в 24 городах, занимающихся выпуском оптики, из них более трети выпускали фотокамеры и объективы для них.
Сам я сейчас пользуюсь несколькими советскими мануальными объективами-фиксами на системной цифровой фотокамере и доволен получаемыми снимками. Некоторые советские объективы не хуже хороших зарубежных, например зеркально-линзовые “Рубинар” ЛЗОС.