Граждане США и Европы активно заключают контракты с мобильными операторами, получая взамен массу выгод, в том числе и бесплатный iPhone. Может ли Россия перенять опыт западных партнеров и выгодно ли это простым гражданам?
Суть проекта «Айфон с контрактом»
За границей большой популярность пользуется программа, позволяющая получить флагман компании Apple при оформлении контракта с оператором сотовой связи. В итоге выгоду имеют обе стороны: пользователи покупают iPhone со скидкой в 10-30%, операторы – гарантировано привязывают к себе клиента договором на 1-2 года. Нередко в зарубежных магазинах можно увидеть флагман за смешную цену в 199 долларов.
Она может изменяться в зависимости от того, какую модель iPhone выберет клиент.
Важно запомнить, что телефон будет поддерживать работу только одного оператора связи, с которым доведется заключить договор. По истечению его срока действия клиент в среднем заплатит 1500 долларов, а ежемесячная плата, зависящая от тарифа, будет варьироваться от 60 до 170 долларов.
И только когда договор исчерпает себя, телефон станет собственностью покупателя, которому тут же будет предложено заключение нового контракта с последующим получением свежей модели iPhone.
Почему его нет в России
Российские граждане, наслышанные о «бесплатных» смартфонах за границей, мечтают испробовать услугу на себе. В настоящий момент воплотить идею невозможно по трем причинам:
- Цена услуги. Стоит задуматься, какая абонентская плата будет у двухлетнего контракта. В среднем цена последней модели iPhone X и дополнительных девайсов составляет 100 тыс. рублей, а маржа услуг мобильной связи – 40%.
Получить реальную прибыль компании смогут при условии, что ежемесячный платеж клиента будет стартовать с отметки в 10 тыс. рублей.
Это абсолютно невыгодно рядовому покупателю, поскольку средняя стоимость тарифа в России составляет 350 рублей, а максимальная плата за топовые тарифные планы не превышает 2 тыс. рублей.
- Статья 32. Закон «О защите прав потребителей» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/758e2cfdf136a621c8f66dcb3372b772c7b5e6e8/) позволяет покупателю в любой момент отказаться от выполнения требований, прописанных в договоре.
При этом необходимо возместить исполнителю потери, которые он понес при соблюдении обязательств по данному соглашению.
Загвоздка заключается в том, что их нужно сначала доказать или заключить с абонентом дополнительный контракт.
- LTV и MNP. Мобильные операторы постоянно фиксируют отток клиентов, следствием чего становится короткий срок жизни абонента (LTV) у одной компании.
В среднем он составляет полгода, однако клиенты активно пользуются процедурой переноса мобильного номера (MNP) и дополнительными сим-картами.
Эта тенденция наглядно демонстрирует их желание скорой замены оператора, поэтому двухгодичные контракты обычным клиентам будут неинтересны.
Российский рынок сотовой связи не готов предоставлять своим покупателям возможность получения «бесплатного» смартфона при оформлении контракта. И не только законодательная база, но и общественное сознание не позволяет перенять практику других государств.
А что у соседей?
Даже поверхностная оценка ситуации позволяет понять, что Украина, Беларусь и другие страны постсоветского пространства также не готовы к новым условиям сотрудничества с мобильными операторами. И хотя в некоторых государствах уже внедрены сети 4G, стоимость услуг связи остается очень дешевой.
При этом цена iPhone X на 40% выше, чем в том же США.
Это значит, что большинство граждан не проявят интерес к «бесплатному» смартфону, если тарифы станут в 10-20 раз дороже. Покрыть такие расходы элементарно не позволит уровень заработной платы, да и сами компании понесут серьезные убытки.
Ни один пользователь не откажется от флагмана компании Apple, если получится приобрести смартфон по выгодным условиям. При этом российское общество не готово переплачивать за услуги сотовой связи, поэтому такая возможность по-прежнему остается недоступной.